Режим работы водителей
КАК СЧИТАТЬ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ВОДИТЕЛЯ? НОВЫЕ ПРАВИЛА С 2021 ГОДА
С 1 января 2021 года считать рабочее время водителей нужно будет по новым правилам. Разбираемся, что изменится и к чему готовиться перевозчикам:
В октябре Минтранс внесло в правила расчёта рабочего времени водителей ряд изменений. Согласно Приказу №424, новые правила распространяются на:
– работодателей (организации и ИП)
– ИП, управляющих автомобилями самостоятельно (иными словами «частников»).
Важно отметить: обновлённые правила не затрагивают международные автоперевозки и водителей, перемещающихся по территории предприятия, не выезжая на дороги общего пользования.
ПРАВИЛА РАСЧЁТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Согласно новому приказу, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.
Первый перерыв после начала управления автомобилем
Было: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.
Станет: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.
Длительность перерыва
Перерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.
Продолжительность ежедневной работы
Ежедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).
Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.
В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.
С января 2021 года режим труда и отдыха водителей автомобилей будет существенно изменен. Нововведения утверждены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Новые правила будут применяться до конца 2026 года. Особенности режима труда и отдыха водителей в 2021 году будут рассмотрены в нашем материале.
Какие изменения вступят в силу с января 2021 года
Нововведения затронут работающих по найму водителей автомобилей и ИП, самостоятельно управляющих автомобилем в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Изменения не затронут водителей автомобилей, занятых в таких сферах:
- обслуживание органов государственной власти;
- междугородние перевозки;
- ведомственная охрана;
- оперативно-розыскная деятельность.
Также исключением являются водители скорой помощи и пожарных автомобилей, водители-военнослужащие и др. Исчерпывающий перечень водителей, которых не затронут нововведения, приведен в п. 1 Приложения к Приказу Минтранса № 424.
В соответствии с новым Приказом Минтранса режим труда и отдыха водителей претерпел немало изменений, в частности:
- Расширен перечень водителей, которым разрешено не соблюдать утвержденные требования. А вот водители, входящие в состав вахтовых бригад, теперь смогут работать только по общепринятым правилам. Для них необходимо составлять график работы и придерживаться установленного режима труда и отдыха водителей в 2021 году.
- Отменены ограничения рабочего времени для 5-ти и 6-дневной рабочей недели (8 и 7 часов в день соответственно). В Приказе Минтранса о режиме труда и отдыха водителей указано только общее ограничение — продолжительность рабочей недели может составлять не более 40 часов.
- Максимально допустимое время управления автомобилем — 9 часов в день. При необходимости водитель транспортного средства сможет увеличивать его до 10 часов, но это можно делать не более 2 раз в неделю. Еще на 2 часа можно увеличить время движения, чтобы завершить перевозку или доехать до места стоянки.
- Отменен суммированный учет на период до 6 месяцев. Обновленный режим работы труда и отдыха водителя предусматривает, что теперь продолжительность периода для суммированного учета всегда будет составлять 1 месяц. Но если профсоюз даст одобрение, этот период может быть увеличен до 3 месяцев.
- Теперь можно разделять смену на части, перерыв между которыми должен наступить не позднее чем через 5 часов после того, как водитель приступил к работе. Но это допускается только с согласия водителя и после получения одобрения профсоюзного органа. Время перерыва между частями рабочего дня не входит в рабочее время водителя.
- Водители должны отдыхать не менее 45 часов в неделю (ранее было 42 часа).
- Минимальная продолжительность ежедневного отдыха для водителей, по отношению к которым применяется суммированный учет рабочего времени, в 2021 году составит 11 часов вместо 12.
Применение тахографов
С 1 января 2021 года режим труда и отдыха водителя по тахографу будет полностью совпадать с режимом, который утвержден для остальных групп водителей. Нормы действующего сейчас Приказа Минтранса №15 от 20.08.2004 и нормы ЕСТР (применяются для международных перевозок) существенно отличаются. Но после вступления в силу Приказа № 424 разночтения исчезнут.
Тахографы применяются для непрерывной регистрации данных о скорости и маршруте движения, продолжительности управления автомобилем и отдыха водителя. Требования к тахографам регламентируются Приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440, их необходимо учитывать при разработке графика работы.
Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей
Проверка режима труда и отдыха водителей осуществляется сотрудниками ГИБДД, а также представителями Ространснадзора и Роструда. Они имеют право останавливать транспортные средства не только на постах, но и на дорогах. Для того, чтобы контроль режима труда и отдыха водителей был проведен в соответствии с законодательными нормами, проверяющие органы должны быть снабжены системами учета и контроля, которые позволят в автоматическом режиме проанализировать данные с тахографов.
Ответственность для нарушителей режима
Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей. Отвечать придется и водителям, и их работодателям. Размер штрафа указан в ч.3 ст. 10.23 КоАП РФ:
- для водителей – 1,5-2 тыс. руб.;
- для должностных лиц – от 7-10 тыс. руб.;
- для ИП – 15-25 тыс. руб.;
- для юрлиц – 25-50 тыс. руб.
Кроме того, работодателям и ответственным должностным лицам будут грозить штрафные санкции в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства. Нужно отметить, что штраф за режим труда и отдыха водителей организации и должностные лица будут уплачивать только в том случае, если они утвердили график работы с нарушением законодательных норм.
Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2021 году
Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:
- Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
- Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:
- управление автомобилем;
- специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
- выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.
Таковы особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей, действующие с 2021 года. Нормальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов. При этом в Приказе № 424 отсутствует строгое требование работать по 8 или 7 часов в день. Допускается, чтобы количество рабочих дней и их продолжительность изменялись, но при этом должен соблюдаться режим труда и отдыха водителя автобуса или иного транспортного средства.
Таблица режима труда и отдыха водителя на 2021 год с учетом внесенных новшеств представлена ниже.
Новые нормы с 1 января 2021 | Нормы по приказу Минтранса № 15 |
Максимальный учетный период при суммированном учете будет составлять три месяца для всех. | Учетный период при суммированном учете составляет один месяц, его можно увеличивать до трех месяцев. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках при сезонных работах разрешено увеличивать учетный период до 6 месяцев. |
Общее время управления автомобилем не может превышать 9 часов в день для всех. | Общее время управления автомобилем не может превышать 9 часов в день. В условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов. |
Всем водителям можно будет увеличивать время управления автомобилем до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. | Правило действует только для суммированного учета. |
Когда водитель проведет за рулем 9 или 10 часов, он также вправе увеличить время езды еще на два часа — но только чтобы завершить перевозку или следовать к месту стоянки. | ___ |
При суммированном учете с согласия водителей смену можно делить на части на основании локального нормативного акта компании, который принят с учетом мнения профсоюза. Перерыв между двумя частями смены может быть установлен не позже, чем через пять часов после начала работы. | Действует только для водителей автобусов, которые работают на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах. |
При разделении рабочего дня на части суммарное время перерывов между частями смены не сможет превышать 5 часов, а для водителей, которые регулярно перевозят пассажиров и багаж в городском и пригородном сообщении, — 3 часа. | ___ |
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха всех водителей должна быть не менее 11 часов вместо 12 часов. | Только для междугородных перевозок. |
Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов и начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха. | Еженедельный отдых составляет минимум 42 часа. |